Почему люди попадают в секты?

Первым фактором является личная уязвимость завербованного. Чаще всего это люди находящие в непривычном и неустойчивом социально – экономическом положении: переживающие стресс; недавно сменившие место жительство; переживающие смерть близкого человека; подростки; потерявшие работу; находящиеся на отдыхе.

Второй фактор – неумение устанавливать близкие дружественные отношения в социуме. Эти люди чувствуют себя одинокими, непонятыми окружающими и активно проявленное сочувствие, понимание и мнимое сходство интересов, проявленные вербовщиком, вызывает яркий эмоциональный отклик.

Третий фактор – интенсивный духовный поиск, стремление получить простые ответы на вечные вопросы бытия. Нередко к этой группе принадлежат личности с художественным складом мышления, мистическим мировосприятием, а так же, незрелые личности, не имеющие своей точки зрения на мир, ориентирующиеся на оценки других людей.

Почему же они остаются? Что даёт им секта?

Прежде всего, это принадлежность к группе, создающая чувство защищённости. Группа помогает не брать на себя персональную ответственность за свою жизнь, принимать решения и отвечать за последствия.

Она предлагает алгоритмы, иллюзорную гарантию счастья: сделаешь так – получишь это. В организованной группе проще общаться, всегда есть тема для разговора, все мыслят одинаково, нет необходимости отстаивать свою точку зрения или быть оригинальным, чтобы заинтересовать окружающих.

Чувствуя себя беспомощными, одинокими, дезадаптированными в реальной жизни, в секте человек получает иллюзию уважения со стороны других, самоуважение за стойкость и правильность.

Это субъективные ощущения. Исследования доказывают, что объективными последствиями пребывания в секте являются:

- торможение многих психических функций: память, мышление, внимание;
- утрата способности испытывать всю гамму эмоций (эмоциональное уплощение) с доминированием страха, тревоги, вины, стыда;
- происходит расщепление «Я»: мир делится на «мы» и «они»; для «я» нет места, всё индивидуальное стирается, искореняется, объявляется неправильным;
- психические расстройства: галлюцинации, искаженное восприятие, психотические эпизоды, депрессия, паранойя, мания величия, регресс к детскому поведению, суицидальные мысли и попытки…;
- проблемы с физическим здоровьем;
- финансовые потери;
- утрата социальных связей, проблемы в общении с людьми вне секты.

Методы поддержания верности секте.

Условно их можно разделить на три группы: методы контроля мышления/сознания, методы контроля времени и деятельности, методы контроля окружения/общения.

К первой группе относятся:

- активное снабжение новообращённого специальной литературой, видео- и аудиоматериалами по теме культа;
- клевета на внешние источники информации (истина, только у нас…);
- запрет на просмотр телевидения, прослушивание радио, чтение газет, получение информации из других источников, кроме одобренных руководством секты;
- запрет на обсуждение информации о культе с посторонними;
- манипуляции с языком (использование специального кодового языка, особых терминов, придание особого значения известным словам, использование новых трактовок общепринятых терминов…);
- запрет на выражение личных эмоций и мыслей, по поводу прошлого и будущего, и в целом деление эмоций и мыслей на одобряемые и неодобряемые, за которые будут санкции (осуждение, отвержение группой, разные виды наказания, включая физические);
- отучивание от критического мышления путем наложение запрета на вопросы или избегания конкретных ответов («Сомнения это происки сатаны», «Ответы на свои вопросы ты получишь, поднявшись на новую ступень сознания»);
- формирование ощущения избранности;
- обучение дыхательным и иным (например, ритмичные движения под музыку, групповое скандирование) техникам, вводящим человека в трансовое состояние для последующих внушений;
- приписывание новых физических ощущений, возникших из-за смены режима питания, сна, физических нагрузок, дыхательных техник, переходу на новый духовный уровень, божественному вмешательству, силе влияния наставника секты;
- исповедальные, покаянные сессии для одновременного вызывания чувства стыда, вины, облегчения после признания и сбора компрометирующего материала, для последующего шантажа.

Среди наиболее часто используемых методов контроля времени и деятельности к сектантам применяются:
- предписание соблюдать определенный распорядок дня, в который включены молитвы, лекции, медитации, коллективные действия, различные ритуалы, и, при этом, накладываются ограничения на сон и еду;
- требование постоянного проживания на территории общины;
- финансовые обязательства (взносы, отказ от имущества…).

Контроль общения осуществляется за счёт:
 

- угрозы применения санкций за уход из группы («душа сгорит в аду», «пострадают родственники»…);
- запрета на общение вне секты;
- контроля сексуальной близости и интимных отношений (запрет на близость, обобществление жён, мужей, детей…).

Как помогают жертвам сект?

Самым популярным методом работы с жертвами сект является «Консультирование о выходе» созданный Кэрол и Ноэлем Джиамбалво в США.

Это недерективный просветительский вариант семейного консультирования. Работа начинается с установления контакта с культистом и его семьей. Если эмоциональная связь между членами семьи нарушена, то первоначально идет обучение всех родственников эффективным способом общения. После установления контакта и создания относительно доверительных отношений, подбирается команда из 3-4х психологов и членов семьи культиста, которые будут работать 3 дня по 12-16 часов.

Консультация включает в себя следующие этапы:

  1. Официальное представление психологов. Объясняется тревога семьи, признается возможность положительных моментов пребывания в группе, подчеркивается недостаточная степень информированности культиста о влиянии группы на его жизнь.

  2. Враждебность, отрицание и диссоциация. Это частая реакция культиста на сообщаемую информацию и вмешательство в его жизнь.

  3. Сопротивление. Расценивается как положительный признак. При сопротивлении бывают попытки сменить тему, придирки.

  4. Интерес. Человек задает вопросы, читает документы.

  5. Участие. Культист не только принимает информацию, но и дает ее сам, исчезает враждебность, появляется возможность рассматривать ситуацию с различных точек зрения.

  6. Установление взаимосвязей. Анализ информации, формирование самостоятельной точки зрения.

Критериями успешности работы считаются:

- понимание манипулятивного воздействия культа как причины формирования дезадаптивных установок;
- адекватное восприятие внешнего мира и признание правомерности существования различных точек зрения;
- добровольный рассказ о жизни и методах контроля сознания в группе;
- узнавание и признание моментов отрицания, сопротивления и диссоциации;
- восприятие альтернатив культовой группе в качестве реального выбора, который клиент в состоянии сделать.

Консультанты уважают любой сделанный человеком выбор, даже, желание остаться в культовой группе!

«Подход стратегического взаимодействия» Стивена Хассена.

Это вариант бихевиористски ориентированного семейного консультирования с включением методов НЛП, эриксоновского гипноза, ролевых игр. Подход направлен на коррекцию культовых травм, преодоление зависимости от группы. Создается группа, состоящая из членов семьи клиента, психолога, бывших участников того культа, в котором состоит клиент, священника той конфессии, к которой принадлежат члены семьи, если они верующие. Все участники работы берут отпуск на время проведения процедуры. Участники включаются в работу и представляются культисту последовательно, согласно плану. Работа длится 3 дня.

День первый. Установление взаимопонимания, сбор информации, доверительное общение, обсуждение методов контроля сознания. Цель: дать почувствовать культисту, что он важен окружающим, его слышат. Варианты техник: вербализация чувств, отстаивание противоположных убеждений в парах, индивидуальные беседы…

День второй. Детальное обсуждение методов контроля сознания в культах, трехэтапное снятие культовых фобий, общение с бывшим членом культа, высказывание опасений членами семьи.

Третий день. Углубленный анализ верований группы, выявление взаимосвязей, ответы на вопросы культиста.

Как видно из описанных моделей, процесс реконструкции личности и критического мышления жертв культа процесс длительный и очень сложный. Возможно поэтому, очень мало психологов специализируются на работе с жертвами культов. Для ищущих помощи могу назвать Е.Н. Волкова из Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского (информация давняя!). Есть вариант обратиться за помощью в ФСБ, где существуют отделы по работе с культами.

Как найти истинного гуру и не попасть в деструктивную секту?

Джанет Рейнуотер в своей книге «Это в ваших силах» советует остерегаться тех учителей и гуру, которые:

- назначают высокую плату за занятия и/или объявляют о своих необычайных способностях. «Ни один истинный учитель медитации не возьмёт ни гроша за свои уроки. Ни один истинный учитель не заявит сам и не позволит заявлять от его имени никому другому о каких бы то ни было своих сверхъестественных возможностях или достижениях», - говорит Кристмас Хамфрис, в течение многих лет возглавляющий Буддийское общество в Лондоне;
- находятся в плохих отношениях с людьми, играющими важную роль в их жизни;
- убеждены в том, что их путь является единственно верным, и дурно отзываются о других гуру;
- наслаждаются чувством собственной значимости, вызванным тем, что они гуру и у них есть ученики;
- говорят вам, что передают вам некое тайное знание, предназначенное исключительно для посвящённых (поскольку сочли вас достойным такой чести), и берут с вас клятву хранить его в тайне;
- пытаются сделать вас зависимым от них самих и их советов. Хороший учитель тот, который укрепляет вашу способность принимать решения самостоятельно и помогает вам найти внутреннего гуру в самом себе;
- объявляют, что постигли всё-всё. Нет конца учению, нет точки, где можно остановиться; поэтому найдите такого учителя, который знает и признаёт, что он всё ещё учится… По словам Рамана Махариши, истинный гуру «не видит никакой разницы между собой и другими и совершенно свободен от мысли, что он Просветлённый или Освободившийся, в то время как окружающие томятся в оковах рабства или темноте невежества».

Почему написана эта статья?

Есть целый ряд запросов на работу с посетителями сайтов для потенциальных суицидентов. На них применяют те же методы психологического воздействия, что и в сектах: активное общение ночью (лишение сна для снижения критики и повышения внушаемости), ориентация на подростков (смотри группы риска), переход на новый уровень...

Вновь, как в 90е годы XX века настало время социально-экономической нестабильности. И вновь, как и в тот период, появились запросы на работу с жертвами сект. И эта статья написана с использованием материалов 90х годов: Е.Н. Волков «Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах», «Основные модели контроля сознания (реформирования мышления)», «Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики»; Ю.И. Полищук «Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека»; И.П. Пронин «Изучение и нейтрализация психологических механизмов вовлечения личности в деструктивные культовые группы»; В.В. Целикова «Психологические механизмы влияния на личность в культе», «Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе»; Р. Чалдини «Психология влияния».

Ольга Станиславовна Тимонина. Профессиональный психолог.

+7-906-627-16-85

  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon