• Ольга Тимонина

Ментальная усталость



По данным исследований М. Боксема, одного из ведущих специалистов в изучении проблем ментальной усталости, утомляемость зависит от результата оценки соотношения затрат и награды. Утомляемость проявляется в тот момент, когда в понимании человека энергозатраты на выполнение работы выше, чем награда за неё.

В своих многочисленных экспериментах он предлагал испытуемым разную сумму денег за выполнение тестов в максимальном объёме и с высоким качеством. При повышении выигрыша признаки утомляемости появлялись гораздо позже и в меньшем объёме.

При появлении ментальной усталости, люди забывают о своих долгосрочных целях и начинают ориентироваться на краткосрочные задачи. Это может приводить, например, к отказу от получения качественного образования, если напряжение в период экзаменационной сессии было высоко. Или получении кредита на сиюминутные хотелки для обеспечения иллюзии богатой жизни вместо стремления своими ежедневными усилиями увеличивать доход. Автор исследований рекомендует напоминать себе о долгосрочных преимуществах, приятных перспективах и выигрышах.

Эндокринолог Р. Сапольский описывает этот механизм в терминах биохимии организма. В оценке соотношения затрат и наград участвуют системы мозга, использующие дофамин. Концентрация дофамина зависит от вероятности получить выигрыш. Когда человек вынужден делать сложную работу за минимальное вознаграждение организм мобилизует дополнительные ресурсы, активизируя выработку кортизола, который временно увеличивает концентрацию дофамина, создавая состояние полной боевой готовности. Когда ситуация становится постоянной, концентрация кортизола снижается, что и способствует появлению чувства хронической усталости. Падение уровня кортизола описывается как один из основных факторов, способствующих формированию этого состояния и последующего падения иммунитета.

П. Рассел и У. Хэлтон связывают состояние ментальной усталости с объёмом рабочей памяти. Они исходят из версии, что объём рабочей памяти ограничен. При переизбытке вербальной и визуальной информации, режиме многозадачности оперативная рабочая память человека перегружается. Мозг вынужден тратить дополнительную энергию на обработку поступающей информации. Отсюда и рекомендации фильтровать информационный поток.

Э. Торндайк, американский исследователь интеллекта и проблем обучения, уверяет, что ментальная усталость в большей степени чувство, чем состояние. В ходе его экспериментов и наблюдений было установлено, что школьники в большинстве случаев способны после сложной интеллектуальной нагрузки (контрольных работ, тестов) к продолжению интеллектуальной работы высокого уровня сложности с сохранением качества её выполнения, если им это интересно. Выводы, сделанные автором исследования, трансформировались в рекомендации делать уроки интересными, а не короткими.


#ментальнаяусталость #усталость #психическаяутомляемость #психическоеистощение #эторндайк #прассел #ухэлтон #мбоксэм #рсапольский #исследования #психологическиеисследования #стресс #психологвтуле #психологтимонинаольга #клиническийпсихологвтуле #клиническийпсихологтимонинаольга #психологвтулетимонинаольга #психологтула #психологтулатимонинаольга #психология #психологтимонинаольгастаниславовна #блогпсихолога#психологическийблог#блогпсихологатимонинойольги#блогопсихологии #коучвтуле #психотерапевтвтуле #психотерапевттула #коучтимонинаольга #работоспособность #снижениеработоспособности

21 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все