• Ольга Тимонина

Скажи мне чем ты болен, и я скажу кто ты. Часть 7. Бронхиальная астма



Это люди, не умеющие устанавливать адекватную, комфортную для них, эмоциональную дистанцию с окружающими. То слишком сильно сблизятся до слияния и гиперконтроля, когда вместо "я и он", появляется "мы и никак иначе". То слишком отдаляются, не подпускают к себе, даже испытывая симпатию, вплоть до отчуждения, неумения вписываться в коллектив.

Ничего удивительного. Согласно многочисленным исследованиям, росли они либо в семьях с гиперопекой, избыточным контролем и подавлением их инициативы из-за страха за здоровье и благополучие ребёнка или недоверия к его способности решать проблемы и принимать правильные решения. Либо в семьях, где был наложен запрет на выражение эмоций гнева и обиды, а их проявление наталкивалось на раздражение и отчуждение родителей, любовь была обусловленной, да и в целом любви и внимания ребёнку не доставало. Каждый 3й больной бронхиальной астмой вырос в неполной семье, каждый 4й в семье алкоголиков.

Амбивалентность в направлениях "хочу нежность проявлять и получать - боюсь нежность проявлять и получать", "хочу выплеснуть агрессию - боюсь выплеснуть агрессию", "отдавать - принимать" вечные их спутники. Это более ярко проявляется у тех, кто болеет с детства. Для тех, чьи приступы болезни появились во взрослом возрасте, очень характерно переживание чувства вины (чаще всего за недостаточное следование пожеланиям матери, ожиданиям близких).

Астматики - люди, знающие как должно быть, как правильно. И если мир, окружающие не вписываются в "правильный" образ, переживают это очень болезненно, как трагедию, как крушение всего. У них легко развивается ощущение, что в жизни от него уже ничего не зависит, обстоятельства сильнее, формируется чувство безысходности. В целом у них слабо развита фантазия, они не могут убежать в мир иллюзий, используя эту форму психологической защиты. Но нарисовать страшные картины будущего своего ребёнка, получившего двойку, у них получается отлично, вплоть до этапа "умрёт бомжом". Жаль, что со светлым будущим и радужными перспективами плохо работает.

Зато, в большинстве своём, это люди практичные, хозяйственные. Многие из них живут с ощущением постоянной нехватки времени, внутренней спешки, страхом не успеть всё сделать, что создаёт тревожный фон.

Из-за нерешённости проблем дистанции с окружающими, находятся в несколько инфантильном состоянии: гиперчувствительны к оценкам и комментариям окружающих, зависимы от их мнения, недоверчиво относятся к людям не из близкого круга общения, имеют низкий уровень осознавания своих текущих эмоций, желаний и потребностей, имеют неадекватное представление о себе, основанное на чужом впечатлении. Обострения астмы чаще всего возникают в ситуациях, требующих проявления независимости, личной ответственности, решительности или необходимости пережить одиночество и печаль.

Ушаков, Федосеев и Куприянов выделяют 4 вида внутреннего конфликта, запускающего развитие астмы во взрослом возрасте.

1) неврастенический: неприятие себя реального провоцирует бесконечное стремление к недостижимому идеалу "Я". Болезнь помогает снизить требования к себе.

2) истероподобный: повышенный уровень требований к значимым лицам микросоциума (семья, рабочий коллектив) с перекладыванием ответственности с себя на окружающих. Болезнь позволяет манипулировать окружающими, добиваться своего и обеспечивает бережное отношение к больному.

3) психастеноподобный: повышенная тревожность, зависимость от окружающих, страх принятия самостоятельных решений, страх проявления эмоций в ситуации требующей противоположного поведения. Болезнь позволяет избежать принятия решения/разговора и т.п.

4) смешанный (шунтовый): вовлечение робкого, тревожного человека в чужой конфликт (обычно среди родственников). Приступ помогает оборвать конфликт (хотя бы на время), избежать вовлечения в чужую ситуацию и выбора определённой позиции (помним про зависимость от мнения и отношения окружающих!) и выражения своих эмоций.

И хотя эти конфликты/пусковые кнопки были описаны при изучении взрослого контингента, вы можете заметить их и применительно к детям (и, даже, применительно ко многим другим заболеваниям у разных людей).



#психосоматика #бронхиальнаяастма #астма #психосоматикаастмы #особенностиличностиприастме #личностьбольныхастмой #типличностиприастме #психологвтуле #психологтимонинаольга #клиническийпсихологвтуле #клиническийпсихологтимонинаольга #психологвтулетимонинаольга #психологтула #психологтулатимонинаольга #психология #психологтимонинаольгастаниславовна #блогпсихолога #психологическийблог #блогпсихологатимонинойольги #блогопсихологии #коучвтуле #психотерапевтвтуле #психотерапевттула #коучтимонинаольга


7 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все